Главная / История / Историко-статистическое описание церкви святителя Василия Кесарийского

Историко-статистическое описание церкви святителя Василия Кесарийского

 Церковь Василия Великого в селе Васильевском.    

Село Васильевское в 160-ти верстах от Петербурга, в 12-ти от Новой Ладоги; в четверти версты от правого берега Волхова, на высоте 20-ти сажень над рекою. Оно расположено против мужского Староладожского монастыря. Так как на месте погоста было когда: то Валаамское подворье, под именем Васильевского монастыря, то можно полагать, что первыми обитателями здешнего места были валаамские иноки, спасшиеся сюда при разорении их обители в конце 16-го века. Это подтверждает синодик, хранившийся некогда в здешней церкви, а потом взятый на Валаам.   До 1857 года здесь была деревянная церковь Преображения, построенная, как значится на доске, хранившейся в церкви, в 7192 (1684) году при Феодоре Алексеевиче, патриархе Иоакиме и митрополите новгородском Корнилии. А надпись на деревянном кресте, стоявшем в алтаре этой церкви, свидетельствует, что крест водружен «в церкви Боголепного Преображения 7190 (1682) года, генваря в 8-й день». В 1857 г. по указу духовной консистории от 23-го мая, за № 3131, церковь перенесена на Валаам. Туда же взяты крест и доска. Но так как местность эта издревле называлась погостом, то и церковь явилась здесь во времена очень отдаленные.
Даже нынешний храм носит на себе признаки несомненно глубокой древности. Он имеет в устройстве своем черты новгородских храмов 11-12 веков, как-то: трехчастное разделение алтаря, существование полатей или хор, толщина стен, кладка их из камня и плиты, устройство главного престола из камня и помещение жертвенников в стенных впадинах. Всех этих свойств нет в позднейших строениях, особенно в последней половине 17-го века. На это же время указывают и клировые ведомости, и синодик, веденный иноками Валаамского монастыря, временными насельниками Васильевской обители. В клировых ведомостях пишется: «храм построен в 1670 году, при державе благоверного государя царя и великого князя Михаила Феодоровича (Алексея Михайловича?), при митрополите Макарии Великого Новогорода и Великих Лук, рачением Боголюбивых православных христиан приходскими людьми».
В синодике: «192 года по вере и обещанию построил в Ладоге, в Васильевском монастыре, церковь Божию каменную, с трапезою, во имя Василия Кесарийского и освящена в 194 году, генваря в 28-й день, раб Божий Тихон, сын Бестужев, с женою и детьми, для своего спасения и родителей своих вечного поминовения, и кто в тое святые обители вииредь будут игумены или строители и братия, им бы пожаловать во святых своих молитвах за нас грешных Бога молить и родителей наших поминать». Показание клировых ведомостей взято, конечно, из синодика, а здесь монахи, вместо исправления храма Бестужевым, нависали построение храма, так как в старину возобновление и исправление церквей называлось построением. Вероятно до каменной церкви была здесь деревянная; так было везде. Даже в самом Новгороде первый собор был деревянный.
А церковь была необходима для жителей правого берега Волхова, потому что прочие поселения хотя и входили в пределы Обонежской пятины, но церкви их находились на левом берегу Волхова, в пятине Вотской; каковы были: Климентовская, Ильинская, Михаило-архангельская. Таким образом от Троицкого монастыря на Златыне, находившегося в 5-ти верстах от устья Волхова, до Гостинопольского монастыря, отстоявшего на 35 верст, т.е. на пространстве 30-ти верст, не было бы ни одного храма, что трудно предположить при густоте берегового заселения, неудобстве сообщения с левым берегом не только весной и осенью, во и зимою, так как на Волхове, при оттепелях, образуются значительные полыньи, а иногда и вовсе не бывает льду.
Предполагать, что существовала здесь с первых веков христианства в России, церковь можно потому, что погост, как известный округ, не мог зависеть от другого погоста, даже в духовном отношении, во избежание смешения. От того, вероятно, описываемый нами погост и не имел никакого другого названия, кроме «Васильевский», как и Климецкий или Ильинский, тогда как другие, кроме церковных, носили и другие названия, как-то: Городенский, Песоцкий, Теребужский, на Пороге, с Городища и т. п.  
Итак, Васильевская церковь была одною из древнейших церквей здешнего края, хотя и не входила в состав города, как входили Пречистенская, Климентовская и Георгиевская. Нынешний храм, судя по употребленному на него материалу, построен никак не позже 14-го века и может быть создан новгородским архиепископом Василием, в честь тезоименитого ему святителя, как делали многие князья, владыки и посадники новгородские. Сходство Васильевского погоста с церквами новгородскими, построечными сим святителем и его преемником, св. Моисеем, как-то: Ковалевскою, Волотовскою и др. подтверждает эту загадку. Св. архиепископ Василий скончался в 1352 г. А так как каменные церкви, особенно около этого времени, и в самом Новгороде строились по преимуществу в монастырях, то можно полагать, что и здешний храм построен был в монастыре прежде существовавшем, или вновь учрежденном в конце 15-го века. Память о нем сохранилась только в названии земель и служителей «монастырскими».  
Храм во имя св. Василия Великого имеет придел Благовещения. В главном алтаре престол каменный, высотою в 1 аршин 6 вершков, длиною и шириною в 1 аршин; в приделе - деревянный, на 4х столбах, вкопанных в землю. Высота и длина его 1 арш. 5 вершк., ширина 1 арш. 4вершка. Антиминсы на престолах новые, освященные митрополитом Никанором 1853 г. декабря 20-го дня. Жертвенники устроены не на столиках, как обыкновенно, а в стенных впадинах.  
В храме достопримечательны: 1) серебряный вызолоченный /крест, /с частицами мощей, дар помещицы Долгосабуровой в 1843 году; 2) /крест, /с частицами от мощей Антония Римлянина и от гроба Александра Свирского. На нем надпись: «лета 7172 (1664), июня 21-го, сделан бысть сей крест в Ладогу, в Васильевской монастырь, повелением Духова монастыря архимандрита Киприана по своих родителех». 4) /Иконы / в иконостасе древнего греческого письма. Все они поновлены, кроме иконы Василия Великого; 4) серебряный /ковш, /чеканный, внутри вызолоченный, оловянный ковчег и два оловянных блюдца, с именем архимандрита Киприана; 5) /Евангелие /в лист, изд. в Москве при Феодоре Алексеевиче и при патриархе Иоакиме в 1677 году; 6) /Апостол /в лист, изд. в Москве в 1684 году; 7) два /служебника /в полулиста, изданные в Москве, один в 1676 году, другой — в междупатриаршество; 8) Т/ребник /большой, в лист, изд. в Москве в 1680 году.   В церкви находятся планы и межевые книги генерального межевания 1778 г. сентября 11-го дня. 

Кроме старой церкви во имя св. Василия здесь есть новая каменная церковь, во имя Преображения, освященная 26-го января 1871 года.   До 1843 г. причт состоял из священника, дьячка и пономаря; в 1843 г. пономарская вакансия уничтожена. Из прежних священников известны: /Никита Минин /(+ 1797 г.),/Дмитрий Никитин /(+ 1831 г). С 1831 по 1839 года были «входящие» священники, /потом -  Иоанн Иоаннов, / умерший за штатом в 1859 году; /Александр Казанский. /Ныне священствует /Петр Лавров, /окончивший курс, по 2 разряду, в С.-Петербургской духовной семинарии.  
До штатов причт содержался доходами от земли и платою за требы; по штатам получает 220 р. — оклад 6 класса. Из церковной земли пахотной 11 дес. 2,273 саж., сенокосной 20 дес. 866 саж. Из всего этого количества на долю священника приходится 21 дес. 292 саж.; дьячку 10 дес. 1,846 саж.   При церкви есть деревянная сторожка. Причт живет в собственных домах.   Приход граничит: с севера и запада Волховом с востока - Изсадским приходом, с юга - Ильинским. Всех прихожан по клир. ведомостям 1883 г. считается муж. 214 и 247женск. пола.
  К приходу принадлежат деревни: Заколомье, Турковшина, Сельцо Ефремовское, Горчаковшина, Кустково, Борихино, Гутово, Чернавино и Лопино. В приходе есть две пустоши: /Свяхино, /на месте прежней деревни Чернавино и / Самыловщина /или Самуиловщина, и принадлежащая г. Богданову.  
Кроме Волхова в приходе есть река Златынка и ручьи — Глубокий и Корповский.   Кроме хлебопашества многие прихожане занимаются ловлей рыбы на Волхове.   Грамотных до 20 человек. Школа открыта в 1850 г. священником.   Кроме общих и храмовых праздников, крестьяне празднуют праздник Преображения и пятницу Варлаамовскую, т.е. 9-ю после Пасхи. В этот день бывает три крестных хода. Один после утрени, в деревню Лопино, другой после литургии, в дер. Чернавино, третий, вечером — в деревню Сельцо. Крестный ход сопровождается окроплением св. водою народа и скота. Эти крестные ходы установлены в память свирепствовавшей в 1862 году сибирской язвы. В деревнях Гутове и Кусткове бывает крестный ход 8-го июля по тому-же случаю. Эти деревни празднуют также св. Николаю Чудотворцу; в Горчаковщине празднуют Покрову, может быть в честь храмового праздника в соседнем селе Подбережье.  
На кладбище при церкви, кроме крестьян, погребен род Бестужевых.   Часовен две: в Чернавине - Василия Великого и в Гутове - Николая Чудотворца и св. Власия. На кресте, находящемся в Гутовской часовне, вырезан 7192 (1684) г.   В приходе был когда то «Городок», на кряже реки Волхова и ручья Корповского. Здесь жил воевода Бестужев. Тут теперь усадьба Корпово, владение Бестужевых.   По берегу Волхова стоит множество сопок.

// В кн.: Историко-статистическое описание Санкт-Петербургской епархии. Вып. 9.  с. 129-133