Главная / Свт. Василий Великий Кесарийский

Свт. Василий Великий Кесарийский

Икона с клеймами

Васи́лий Вели́кий (греч. Μέγας Βασίλειος, ок. 330379), известный также как Василий Кесарийский (Βασίλειος Καισαρείας), — святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов. Один из трёх каппадокийских отцов церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого. Автор многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трёхсот), убеждённый поборник киновии.

14 января 2018 года в церкви свт. Иоанна Златоуста Никольского мужского монастыря с. Старая Ладога  в день памяти святителя Василия Кесарийского иерей Максим Филатов обратился к пастве с проповедью. DSC_8773

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня мы празднуем память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Этот день особенно важен тем, что скит Никольского мужского монастыря носит имя этого святого и отмечает свой престольный праздник, а престольный праздник – это малая Пасха. 
О святом Василии Великом можно говорить очень долго. Он родился около 330 года по Рождестве Христовом в семье образованных христиан, закончил афинскую школу. Обучался риторике, философии и прочим наукам –был блестяще образован, и оставался при этом христианином. По обычаям того времени, Крещение совершалось достаточно поздно (обычно в возрасте тридцати лет) по примеру Крещения Христова. 
Святой Василий Великий ушел в уединенное отшельническое место, где молился вместе со своим братом Григорием, будущим епископом Нисским (вся семья святого была праведная и верующая). Господь наш Иисус Христос говорит о таких людях:  «Если кто зажжет светильник, то пусть не ставит его под спудом, но на возвышении, чтобы светил всем». 
Эти слова как ни к кому другому относятся к святителю Василию, ведь заслуги его переоценить трудно. Сегодня мы совершили составленную им литургию, также за свою жизнь он написал множество богословских трудов. Главным образом его заботила чистота православного вероучения. К сожалению, сейчас это мало заботит верующих. В большинстве своем мы и не знаем, в чем оно состоит. Но в те времена, времена ученых мужей, каждое отклонение от принятых догматов было очень заметно и вызывало в обществе большие волнения. 
Время святого  Василия Великого – это время арианских споров. Осужденное Первым Вселенским собором, учение Ария говорило о том, что Иисус Христос – не Сын Божий, а человек, усыновленный Богу не по природе, а только по благодати. Это учение было не однородным: умеренные его представители были готовы к диалогу, а ревнители непримиримо относились к православным. 
Почему эти вопросы, столь актуальные в то время, сейчас мало кого интересуют? Потому что те люди верили в Бога, а мы, видимо, не очень. Ведь что такое вера? Это – доверие. К Богу, как к Отцу, доверие ему своей жизни и судьбы. 
Вот мы искренне интересуемся судьбой своих близких – чем они занимаются, как живут. В отношении к Богу такого интереса не возникает. Нам не интересно кто Он, не интересно что Он говорил о себе, что о Нем говорили святые отцы, нас же это совершенно не волнует. Нас волнует только то, что Он может нам дать, а кто такой Бог, это совершенно не интересно. 
Святитель Василий Великий занимался борьбой с арианством за чистоту православной веры. Борьба была трудной, так как это был период начального становления православного богословия – ещё не полностью и не чётко сформулированного. Св.Василий Великий старался примирить ариан и православных, приверженцев первого никейского Вселенского Собора, который прошёл в 325 году, но нестроения продолжались. Ариан оставалось много, оставались и арианские епископы. Святитель Василий хотел примирения, но говорить чисто никейскую формулу означало оттолкнуть от себя даже умеренных ариан. По формулировке первого Вселенского Собора – Троица – это одно существо и три ипостаси, но в этой формулировке скрывалась опасность скатиться в другую крайность – в савеллианство. 
Савеллианство – это учение о том, что лица Святой Троицы – это не личности в полном смысле этого слова, а всего лишь разные проявления, или модусы одного и того же Божества. Отсюда и второе название этого течения – модализм. Это древнее заблуждение в той или иной форме существует и в наши дни. 
Из западных богословов савеллианства придерживался Игнатий Лойола. Из русских религиозных философов к нему отчасти склонялся Бердяев. Он говорил о том, что в «недрах божества» Бог един и по своему неведомому произволению может себя являть как Троица, или в других условиях в какой-либо иной форме. 
Эти вопросы важны для нашего спасения. Мы должны чётко и ясно формулировать: кто мы и во что верим. Святитель Василий Великий был одним из первых представителей православного богословия. С его точки зрения каждое лицо Святой Троицы является отдельной личностью и обладает всей полнотой божественности. 
Как это влияет на наше спасение? Любое изменение православного учения неизбежно влечёт за собой изменение практической стороны нашей веры, то есть этики. Если идти вслед за арианами и говорить о том, что Христос - пусть и самый совершенный, но человек, это значит, что не было божественного искупления человеческих грехов. За этим следуют и другие столь же ложные выводы. 
Отголоски арианства, как учения, до сих пор присутствуют в мире. Спорить с тем, что Иисус как историческая личность существовал – трудно, а вот сомневаться в том, что Он был Богом – вполне возможно, так как это уже вопрос веры. 
Другая крайность так же жива – великий русский христианский философ XX века Николай Бердяев транслирует идеи савеллианства. Пусть в несколько изменённом виде, но всё же. Из них следует вывод, что Иисус Христос воплощался не реально, а лишь кажущимся образом. 
В любом религиозном учении присутствует свод морально-этических правил, согласно которым его приверженцы должны осуществлять свою повседневную деятельность, то есть, этика. Внутри этики, как науки, существует такое понятие, как относительность правил, то есть, релятивизм. Морально-нравственные нормы становятся подвижными, и то, что раньше однозначно считалось злом, сейчас зачастую считается приемлемым,  вариантом нормы.
С точки зрения христианина, нравственные нормы неизменны, потому что они основаны на Евангелии, на словах Спасителя (то есть Бога) и не могут быть подвергнуты ревизии или корректировке. Для не христианина нравственные нормы не подкреплены таким безусловным авторитетом и, следовательно, могут быть подвижны. 
Как мы видим, любое искажение учения о Боге так или иначе ведёт к искажению нравственных жизненных ценностей. Наша задача – поверить в Бога как в Отца и довериться Ему. И тогда нам наконец станет интересно: кто же такой Бог? Как Он себя проявляет, что говорит? Если этого интереса нет – то нет и веры. 
Если нам неинтересен какой-то человек, то нет и дела до того, как он живёт, чем занимается. То же самое с отношением к Богу. В лучшем случае мы пытаемся от Него что-то получить или чем-то задобрить: поставить свечку, например. Но ведь так не проявляется вера, так проявляется классическое языческое отношение к божеству – попытка выстроить отношения по принципу «ты мне, я тебе». 
В христианстве это невозможно. Мы можем только просить и надеяться. Бог нам может что-то дать или не дать, и это нормально, потому что отношения отца и чада предполагают и отказы – то, что не полезно, отец не даст. Конечно, можно выпросить, но тогда с негативными последствиями человеку придётся разбираться самому (помните, что «выпрошенный крест – самый тяжёлый»).Поэтому лучшая молитва звучит так: «да будет воля Твоя, а не моя»! 
Закончим словами апостола Павла: «Поминайте наставников ваших, так как они проповедуют вам слово Божие». Помните и изучайте наследие великих проповедников и богословов, тогда и вера ваша укрепится и упрочится. Господь наш есть Иисус Христос – тогда и сейчас один и тот же. 
Благословение Божие да будет со всеми вами. Аминь.