Главная / Васильевский монастырь XVII век - валаамское подворье

Васильевский монастырь XVII век - валаамское подворье

После разорения в 1611 году иноки Валаамской обители указом царя Михаила Федоровича Романова были поселены в Васильевском Ладожском монастыре.
Когда валаамские иноки пришли в Васильевский монастырь, то застали полное запустение: тут жили лишь три послушника-сторожа, хранивших святое место от совершенного исчезновения. У монахов еще оставались деньги, сбереженные от разграбления шведов. Этого им хватило, чтобы возвести и обустроить церковь Божию, снабдить ее иконами, богослужебными книгами и облачением, построить кельи и другие здания. В числе церковных принадлежностей в Васильевский монастырь с Валаама был вывезен резной трисоставный крест с распятием. Валаамская братия относилась к Васильевской обители как к временному пристанищу. Из документов того времени нам известны имена валаамских настоятелей, пришедших на смену игумену Макарию: Феодорит III (1616 г.), Сильвестр (1618 г.), Евфимий строитель (1645 г.), Киприан (1648 г.), Савватий (1651 г.) и Евфимий II, строитель (1667 г.).
В 1618 году валаамский строитель Сильвестр подал челобитную царю Михаилу Федоровичу Романову, прося позволения занять пустовавший монастырь Василия Кесарийского в городе Ладоге: "тот де Васильевской монастырь стоит пуст, ... тем монастырем и вотчиною и рыбными ловлями ведено б им владеть, как владел того монастыря игумен и братья". Просьба была удовлетворена, и Сильвестр получил монастырь, его вотчину и позволение строить новые здания и призывать братию. В материалах переписи 1620 года в Васильевском монастыре значится единственная келья, в которой живут строитель Сильвестр и 8 человек валаамских старцев и слуг — все, что осталось от общины Валаамского монастыря. "Ставятся после войны немецких людей вновь",— деловито пометил о них писец, но отстроиться и привлечь постриженников на новом месте так и не удалось. В челобитной царю 1627 года Сильвестр жалуется, что "в том де монастыре служат церковную службу с лучиною и свечь де и на свечи воску покупать им нечим". В не лучшем положении находился Васильевский монастырь и позже; в 1687 году о нем говорится, что "братии в том монастыре всего строитель да два человека старцов и божественной службы за пустотою по многие времена в том монастыре не бывает и монастырское строение все опустело без остатку". В конце XVII столетия следы валаамской общины окончательно теряются.
За время пребывания в обители валаамские иноки возвели здания и снабдили обитель, привезенной с Валаама утварью. Их старанием был построен деревянный храм во имя Преображения Господня по образцу и в память такового на Валааме. Ими был возобновлен в 1634 году и старый каменный храм св. Василия Кессарийского.
Вторая церковь во имя Преображения в дереве построена валаамскими насельниками монастыря в 1684 году. Более ста лет пребывали иноки Валаама в Васильевском монастыре. С переводом иноков на Валаам он был упразднен. В 40-х годах 18 века здесь была приходская церковь. В 1857 году братия Валаамского монастыря выкупили у прихожан Васильевского погоста деревянную церковь Преображения в память о пребывании в ней, разобрали и увезли на Валаам. Церковь была возрождена на каменном фундаменте на острове Монашеский и освящена в 1858 году.

церковь на Монашеском островеВид церкви на Монашеском острове во имя св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Фото 19 в.

Вид Иоанно-Предтеченской церкви и описание древностей в ней см. в книге: « Валаамский скит во имя святаго Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна», 1895 г. с. 3-11.
см. подробнее «В 1858 году было положено начало новому скиту на острове Монашеском (Серничан). Сюда была перевезена из Васильевского монастыря в Старой Ладоге древняя деревянная церковь, построенная иноками, бежавшими из Валаамской обители во время разорения ее шведами в 1611 году. Верхний храм освятили во имя святого Иоанна Предтечи, а нижний, пещерный, во имя Трех святителей. Для уединенного жительства пустынников на острове срубили восемь деревянных келий.» - www.valaam.ru
Скит св. Иоанна Предтечи
Предтеченский остров площадью около трех квадратных километров находится в четырех километрах от монастыря. Прежде он назывался Монашеским, может быть, от древнего скита. В начале XIX в. здесь жили рыбаки.
В 1855 г. на самой высокой точке острова была устроена часовня во имя св. Иоанна Предтечи. Вскоре по инициативе игумена Дамаскина сюда перевезли деревянную Преображенскую церковь, построенную валаамскими иноками в Васильевском монастыре на Волхове в первой четверти XVII в., во времена вынужденного изгнания из разоренного шведами Валаама.
В 1858 г церковь была полностью воссоздана по проекту А.М. Горностаева. Одноглавый храм на каменном фундаменте с высокой двухъярусной шатровой колокольней построен в русском стиле и освящен Санкт-Петербургским митрополитом Григорием. Храм украшали древние иконы и колокол времен Бориса Годунова. В 1860 г. о. Дамаскин освятил нижний, высеченный в скале «пещерный» зимний храм во имя Трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Иконы для него написал В. Пешехонов.
В подражание великому постнику св. Иоанну Предтече этот скит был «овеян духом древнего сурового подвижничества» и отличался самым суровым уставом: иноки вкушали только растительную пищу, причем в понедельник, среду и пятницу без масла. Женщинам доступ на остров был воспрещен, а мирянам разрешен только с благословения игумена.
В свое время здесь было более 10 домиков скитян. Сейчас из этих строений мало что осталось. Уцелевшие фундаменты хранят память о великих подвижниках, из которых наиболее известен первый — схимонах Иоанн (Родионов, 1810-1894). С 1840 г. он не покидал Валаам. Будучи от природы словоохотлив, он, по благословению игумена Дамаскина, 14 лет соблюдал обет молчания, почитал себя хуже всей братии. При суровом аскетизме о. Иоанн излучал на окружающих радость и любовь — «казалось, что изображение святого чудесным образом сошло с церковной стены и стоит, облеченное в плоть». У алтаря церкви находится колодец, облицованный серым гранитом и увенчанный когда-то деревянным шатром — место для колодца указал игумен Дамаскин. Рядом — две могильные плиты в ограде. Первым был погребен прозорливый схимонах Никита (почивший в возрасте 75 лет в 1907 г.), проживший 33 года на Валааме — он молил Господа избавить его от внезапной смерти и пострадать перед кончиной, чтобы это вменилось ему вместо добрых дел. В 1914 г. рядом с ним погребли 83-летнего схимонаха Исаию — «ревностного подвижника, не знавшего праздности, образец нестяжания и терпения в болезнях, 61 год неисходно прожившего в обители». Учеником его был игумен Гавриил и духовным преемником — схиигумен Иоанн (Алексеев), также валаамский постриженик, бывший настоятель Трифонов-Печенгского монастыря, живший с тремя схимниками на Предтеченском острове в 1930-е гг. О. Иоанн умер в Ново-Валаамском монастыре в Финляндии в 1957 г. Неоднократно издававшаяся его книга — «Письма валаамского старца» — один из духовных ориентиров православного человека в современном мире.В наше время в скиту постепенно возрождается иноческая жизнь на основе прежнего устава.
Источники:
1. Филимонов В. Васильевский Погост. // Русский паломникъ, 1894. № 30. с. 476-477.
2. Церковь Василия Великого в селе Васильевском. // В кн.: Историко-статистическое описание Санкт-Петербургской епархии. Вып. 9. с. 129-133
3. История Валаама на сайте Валаамского монастыря.
4. А. М. Спиридонов, О. Я. Яровой Валаамский монастырь в XIV—XVII веках. Миссионерская деятельность раннего Валаама. Издательство "Прометей", Москва, 1991 г